8-017-3-000-128

8-029-180-78-75

8-029-850-00-70

ул. 2-я Шестая линия 11/1 офис 28, 29
г. Минск (м. Академия наук)

Режим работы:
с 9-00 до 18-00 - будние дни

ул. 2-я Шестая линия 11/1 офис 28, 29
г. Минск (м. Академия наук)

Режим работы:
с 9-00 до 18-00 - будние дни

Мы сделаем вашу стройку выгодной! Мы руководствуемся правилом:

«Будет сделано только то, что будет проконтролировано»

Мы сделаем вашу стройку выгодной! Мы руководствуемся правилом:

«Будет сделано только то, что будет проконтролировано»

Поиск по сайту

Переустройство и перепланировка по новым правилам

Порядок и условия переустройства и перепланировки жилых помещений претерпели значительные изменения с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.03.2015 № 180 (далее – постановление № 180). Данным нормативным актом внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов» (далее – постановление № 384).

В результате принятия постановления № 180 произошли следующие концептуальные изменения в законодательстве, регулирующем данную сферу:

  • внесены изменения и дополнения в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень административных процедур);
  • название постановления № 384 изложено в новой редакции:«О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории»;
  • само постановление № 384 дополнено некоторыми пунктами;
  • претерпело значительные изменения Положение об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки,утвержденное постановлением № 384 (далее – Положение о перепланировке, Положение);
  • в новой редакции изложено Положение об условиях и порядке установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, утвержденное постановлением № 384;
  • Положение о порядке реконструкции многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов, утвержденное постановлением № 384, также получило новое название – «Положение о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории» – и претерпело значительные изменения и дополнения.

В первую очередь, обращает на себя внимание тот факт, что с самого Положения о перепланировке законодатель вывел то, что переустройством и перепланировкой не является. Ранее, например, Положение содержало пункт 9, в котором были перечислены виды работ, которые не являются работами по переустройству и (или) перепланировке и выполняются по согласованию с организациями, и пункт 10, где приводился перечень видов работ, которые не являются работами по переустройству и (или) перепланировке, для выполнения которых не требуются согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа и разработка проекта. Теперь все упрощено. Указанные пункты исключены из Положения о перепланировке.

Вместе с тем, само постановление № 384 дополнено пунктом 11, которым установлено, что, например, ремонтно-строительные работы по остеклению балконов и лоджий в многоквартирных жилых домах не являются работами по переустройству и (или) перепланировке, а также реконструкции и выполняются с учетом вариантов остекления балконов и лоджий, утвержденных структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы. Эти варианты (с указанием цвета, материалов и конфигурации) размещаются в доступных для ознакомления местах и в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов.

Таким образом, если вы задумали производить указанные выше работы, то ищете в сети Интернет сайт своего исполкома и внимательно вникаете в «рамки дозволенного». Впрочем, сегодня мало кто занимается такими работами самостоятельно, на это есть фирмы и ипэшники, оказывающие такие услуги, которые все сделают за вас. Полагаем, подстроиться под новые правила им не составит большого труда. К слову, здесь же предписано, что при проведении организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, работ по ремонту фасада жилого дома, балконов и лоджий гражданин, юрлицо или ИП, по инициативе которых выполнялось остекление балконов и лоджий, при необходимости обязаны обеспечить демонтаж элементов остекления на время проведения ремонтных работ.

Установлено также, что ремонтно-строительные работы по замене в многоквартирных жилых домах заполнений оконных и дверных проемов, остеклению балконов и лоджий, выходящих на главные улицы и площади, перечень которых определяется местным исполнительным и распорядительным органом, также не являются работами по переустройству и (или) перепланировке, а также реконструкции и выполняются с сохранением конфигурации и цвета существующих заполнений оконных и дверных проемов, остекления балконов и лоджий.

В свою очередь, ремонтно-строительные работы по замене заполнений оконных и дверных проемов, остеклению балконов и лоджий в жилых домах, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, осуществляются после получения разрешения Министерства культуры на выполнение работ на материальных историко-культурных ценностях и (или) в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.

Что является переустройством и перепланировкой?

Согласно новой редакции пункта 1 Положения о перепланировке, этим документом определяются условия и порядок переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме (ранее выделенное нами уточнение отсутствовало).

Понятийный аппарат Положения не претерпел каких-либо изменений, в нем остались те же термины и их определения:

  • инициатор переустройства и (или) перепланировки (далее – инициатор)гражданин (собственник жилого и (или) нежилого помещений частного жилищного фонда, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда), гражданин, являющийся членом организации застройщиков (далее – гражданин), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку;
  • перепланировка изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ;
  • переустройство изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования) в жилом и (или) нежилом помещениях и (или) конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно-строительных работ.

А теперь самое главное: пунктом 3 Положения к работам по переустройству и (или) перепланировке отнесены:

  • замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
  • устройство гидро-, паро-, тепло– и звукоизоляции;
  • изменения в несущих конструкциях;
  • изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
  • изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
  • устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.

Таким образом, перечень работ, относящихся к переустройству и перепланировке, сократился на два пункта, из него исключены перенос полотенцесушителя, и изменение конструкции пола, сократились и видоизменились и некоторые оставшиеся пункты этого перечня. Отдельно подчеркивается, что иные работы не являются работами по переустройству и (или) перепланировке.

Как и прежде, согласно пункту 4 Положения запрещаются переустройство и (или) перепланировка:

  • с нарушением строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований, законодательства об охране историко-культурного наследия, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • приводящие к снижению несущей способности грунтов оснований фундаментов, конструкций фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий, опор, кровель, а также нарушению гидро-, паро-, тепло– и звукоизоляции, био– и огнестойкости несущих и ограждающих конструкций;
  • влекущие за собой нарушение режима работы систем дымо– и газоудаления, а также нарушение и ухудшение параметров работы инженерно-технического оборудования дома или отдельных помещений;
  • вентиляционных шахт и каналов;
  • балконов и лоджий в отапливаемые помещения;
  • связанные с устройством жилых помещений без естественного освещения, а также с установкой перегородок, попадающих в оконные проемы;
  • связанные с установкой дополнительного оборудования центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехнического оборудования, если это повлечет превышение проектных расчетных инженерных нагрузок на одно помещение;
  • с изменением архитектурного и цветового решения фасада жилого дома;
  • ведущие к снижению эксплуатационной пригодности конструкций жилого дома;
  • если жилой дом в установленном порядке признан не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и не подлежит восстановлению.

Согласно новой редакции пункта 5 Положения переустройство и (или) перепланировка жилых помещений, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, осуществляются в установленном настоящим Положением порядке после получения разрешения Министерства культуры на выполнение работ на материальных историко-культурных ценностях и (или) в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей. 

Согласование и проект

В соответствии с пунктом 6 Положения переустройство и (или) перепланировка производятся после получения согласования (разрешения) районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – местный исполнительный и распорядительный орган) по месту нахождения жилого и (или) нежилого помещений. В свою очередь, новой редакцией пункта 7 Положения установлено, что согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа, а также разработка проектной документации (далее – проект) требуется для проведения следующих работ по переустройству и (или) перепланировке:

  • замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
  • устройство гидро-, паро-, тепло– и звукоизоляции;
  • изменения в несущих конструкциях.
  • В то же время,только согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа без разработки проекта требуется для проведения следующих работ по переустройству и (или) перепланировке:
  • изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
  • изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
  • устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.

Не вдаваясь в мелкие подробности, отметим лишь, что эти два перечня (с проектом и без) тоже значительно сократились.

Пунктом 12 Положения установлено, что для получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку гражданин, который инициирует переустройство и (или) перепланировку, подает в местный исполнительный и распорядительный орган заявление и представляет документы, перечисленные в подпункте 1.1.21 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200. К таковым документам отнесены:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, переустройство и (или) перепланировка которого инициируется, и участников общей долевой собственности (в случае, если помещение находится в общей долевой собственности двух или более лиц), а в случае временного отсутствия таких граждан и участников – удостоверенное нотариально их письменное согласие;
  • технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, – для собственника помещения;
  • план-схема или перечень (описание) работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, составленный в произвольной форме.

В свою очередь, установлено, что для получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку юридическое лицо, ИП, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, подают в местный исполнительный и распорядительный орган заявление и представляют документы, указанные в подпункте 8.1.8 пункта 8.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156. Здесь тоже ничего не изменилось, в данный список, как и прежде, входят:

  • заявление;
  • копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещение, – для собственника, обладателя права хозяйственного ведения или оперативного управления на помещение;
  • план-схема или перечень (описание) работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, составленный в произвольной форме;
  • письменное согласие собственника на переустройство и (или) перепланировку  помещения – если помещение предоставлено по договору аренды, безвозмездного пользования;
  • письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, переустройство и (или) перепланировка которого инициируются, и участников общей долевой собственности (в случае, если помещение находится в общей долевой собственности двух или более лиц), а в случае временного отсутствия таких граждан и участников – удостоверенное нотариально их письменное согласие;
  • письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации – для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения.

Положением о перепланировке определено, что при рассмотрении местным исполнительным и распорядительным органом заявления инициатор в согласованное с ним время обязан предоставить доступ в жилое и (или) нежилое помещения представителям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и местного исполнительного и распорядительного органа. По результатам осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений, в котором приводятся сведения о соответствии существующей планировки техническому паспорту на жилое и (или) нежилое помещения, а также техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования этих помещений. Акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется в произвольной форме, подписывается инициатором и уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем местного исполнительного и распорядительного органа.

На основании документов, представленных инициатором, и актов технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений местный исполнительный и распорядительный орган не позднее одного месяца со дня подачи заявления принимает решение о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки либо об отказе в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки с указанием мотива отказа и сообщает об этом инициатору. В согласовании (разрешении) должны быть указаны:

  • инициатор;
  • виды работ по переустройству и (или) перепланировке;
  • дата окончания и приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке;
  • условия хранения строительных материалов и порядок вывоза их отходов;
  • иные требования, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами, с учетом конкретного переустройства и (или) перепланировки.

Согласно пункту 15 Положения основаниями для отказа в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки являются:

  • представление инициатором документов, в которых содержатся недостоверные сведения;
  • запрещение переустройства и (или) перепланировки в соответствии с пунктом 4 Положения;
  • возникновение угрозы обрушения конструкций жилого и (или) нежилого помещений в результате их переустройства и (или) перепланировки.

Отказ в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки может быть обжалован инициатором в вышестоящий орган и (или) в суд. 

Порядок производства работ

В соответствии с Положением для выполнения переустройства и (или) перепланировки, требующих разработки проекта, инициатор после получения согласования (разрешения) местного исполнительного и распорядительного органа заключает договор подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации. В положении появилась новая норма, согласно которой состав, форма и содержание проекта определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством архитектуры и строительства. Во исполнение этой нормы Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь уже принято совместное Постановление №7/8 от 23.03.2015  «Об определении состава, формы и содержания проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, нежилых помещений в жилых домах».

Также новшеством является требование о том, что разработчик проектной документации или инициатор согласовывает проект со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы (далее – территориальное подразделение архитектуры и градостроительства). Проведение государственной экспертизы проекта обеспечивается разработчиком проектной документации в случае, когда при переустройстве и (или) перепланировке производятся изменения в несущих конструкциях жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах высотой более 7 метров и одноквартирных жилых домов высотой более 7 метров.

Установлено, что инициатор обеспечивает осуществление технического надзора за выполнением работ по переустройству и (или) перепланировке, предусмотренных проектом.

Согласно новой редакции пункта 19 Положения работы по переустройству и (или) перепланировке, указанные в пункте 7 Положения могут выполняться в блокированных и одноквартирных жилых домах высотой до 7 метров самим инициатором. В то же время работы в многоквартирных жилых домах, а также блокированных и одноквартирных жилых домах высотой более 7 метров выполняются только по договорам строительного подряда с юридическими или физическими лицами, в том числе ИП, имеющими право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – подрядчик).

Отметим также, что пунктом 20 Положения в период проведения переустройства и (или) перепланировки в многоквартирных и блокированных жилых домах запрещается:

  • производить в выходные и праздничные дни работы по переустройству и (или) перепланировке, создающие шум или вибрацию, а также начинать такие работы ранее 9 часов и заканчивать их позднее 19 часов в рабочие дни;
  • загромождать и загрязнять строительными материалами и их отходами коридоры, лестничные марши и площадки, проходы, запасные выходы и другие вспомогательные помещения жилого дома;
  • использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и их отходов без упаковки.

В случаях повреждения подрядчиком или инициатором в процессе производства работ по переустройству и (или) перепланировке инженерных систем жилого дома, появления деформаций, трещин и других изменений в несущих и ограждающих конструкциях здания такие работы следует немедленно прекратить и принять меры по недопущению усиления этих деформаций и изменений, а также информировать территориальное подразделение архитектуры и градостроительства или организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую жилищно-коммунальные услуги (в случае ее наличия). Выявленные повреждения и их последствия устраняются за счет средств лиц, допустивших такие повреждения. Если эти повреждения не могут быть устранены незамедлительно, то все работы по переустройству и (или) перепланировке приостанавливаются. Подрядчик и (или) инициатор не позднее первого рабочего дня, следующего за днем обнаружения повреждения, создают комиссию, в которую кроме них входит представитель территориального подразделения архитектуры и градостроительства или организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, а также при необходимости разработчик проектной документации и представитель организации, осуществляющей технический надзор. Указанная комиссия в двухдневный срок со дня ее создания принимает решение о возможности дальнейшего продолжения работ по переустройству и (или) перепланировке после устранения повреждений либо вносит предложение в местный исполнительный и распорядительный орган об их запрете и выполнении восстановительных работ. При устранении причин, послуживших основанием для запрета производства работ по переустройству и (или) перепланировке, запрет может быть отменен местным исполнительным и распорядительным органом.

Приемка

В соответствии с пунктом 22 Положения завершение работ по переустройству и (или) перепланировке подтверждается актом приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений по форме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства. Приемочная комиссия и ее председатель назначаются местным исполнительным и распорядительным органом не менее чем за 30 дней до начала приемки ею выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке. Даты начала и окончания работы этой комиссии определяет инициатор с учетом установленного срока приемки. В состав приемочной комиссии входят подрядчик и (или) инициатор либо их представители, а также представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей ЖКУ, местного исполнительного и распорядительного органа и при необходимости разработчик проектной документации и представитель организации, осуществляющей технический надзор. В состав комиссии по согласованию с другими организациями и органами государственного надзора могут быть дополнительно включены их представители.

Инициатор обязан предъявить приемочной комиссии следующие документы:

  • разработанный и согласованный в установленном порядке проект (если он предусмотрен);
  • договор строительного подряда (если предусмотрен);
  • договор на осуществление технического надзора (если предусмотрен);
  • акты на скрытые работы (если предусмотрены);
  • ведомость технических характеристик на изолированное помещение, составленную организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по результатам проверки характеристик помещения при выполнении его переустройства и (или) перепланировки (далее – ведомость технических характеристик на изолированное помещение). Изготовление ведомости технических характеристик на изолированное помещение проводится по заказу и за счет средств инициатора. Не требуется предъявление инициатором ведомости технических характеристик на изолированное помещение при производстве работ по замене или переносе систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления, а также устройстве гидро-, паро-, тепло– и звукоизоляции.

Установлено, что акт приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений подписывается всеми членами приемочной комиссии. Этот акт составляется в пяти (четырех) экземплярах, два из которых представляются в местный исполнительный и распорядительный орган, два – инициатору и один – подрядчику (в случае его наличия).

Согласно пункту 25 Положения выполненные работы по переустройству и (или) перепланировке не подлежат приемке в случаях, если они проведены с отступлениями от проекта, плана-схемы или перечня (описания) работ по переустройству и (или) перепланировке, а также если они проведены с нарушениями требований технических нормативных правовых актов. Приемка таких работ возможна после устранения замечаний, указанных в акте приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений.

Решение местного исполнительного и распорядительного органа об утверждении акта приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений должно содержать сведения о жилом и (или) нежилом помещениях (адрес, инвентарный номер в соответствии с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (при наличии), инициаторе, дату акта приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений, иные сведения в случае необходимости.

Пунктом 26 Положение определено, что составление технического паспорта на соответствующее недвижимое имущество и государственная регистрация изменения недвижимого имущества в результате переустройства и (или) перепланировки осуществляются организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Самовольные переустройство и перепланировка

Согласно Положению об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденному постановлением № 384) самовольные переустройство и (или) перепланировка – это переустройство и (или) перепланировка, произведенные без согласования (разрешения) с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Такая «самодеятельность» запрещена, о чем прямо говорит пункт 27 Положения.

В то же время, гражданин, юридическое лицо или ИП, осуществившие самовольные переустройство и (или) перепланировку, обязаны получить согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа таких переустройства и (или) перепланировки. Согласование (разрешение) самовольных переустройства и (или) перепланировки выдается в случае, если переустройство и (или) перепланировка не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, что подтверждается техническим заключением. Техзаключение оформляется на основании ведомости технических характеристик на изолированное помещение по результатам общего или детального (при необходимости) обследования строительных конструкций и инженерных систем, проведенного в установленном порядке в соответствии с техническими нормативными правовыми актами юридическим или физическим лицом, в том числе ИП, имеющим право на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством. Не требуется наличие ведомости технических характеристик на изолированное помещение при производстве работ по замене или переносе систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления, а также по устройству гидро-, паро-, тепло– и звукоизоляции.

Указанные обследования, а также изготовление ведомости технических характеристик на изолированное помещение проводятся по заказу и за счет средств гражданина, юридического лица или ИП, осуществивших самовольные переустройство и (или) перепланировку.

Положение дополнено пунктом 281, согласно которому для получения согласования (разрешения) самовольных переустройства и (или) перепланировки гражданин подает в местный исполнительный и распорядительный орган заявление и представляет документы, перечисленные в подпункте 1.1.211 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, а именно:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • техническое заключение о том, что переустройство и (или) перепланировка не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;
  • письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования переустроенным и (или) перепланированным помещением, и участников общей долевой собственности, а в случае временного отсутствия таких граждан и участников – удостоверенное нотариально их письменное согласие;
  • технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, – для собственника помещения;
  • письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации – для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения.

В свою очередь, для получения согласования (разрешения) самовольных переустройства и (или) перепланировки юридическое лицо, ИП подают в местный исполнительный и распорядительный орган заявление и представляют документы, указанные в подпункте 8.1.81 пункта 8.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156. Отметим, что данный подпункт внесен в единый перечень именно постановлением № 180, него включены:

  • заявление;
  • копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования переустроенным и (или) перепланированным помещением, и участников общей долевой собственности, а в случае временного отсутствия таких граждан и участников – удостоверенное нотариально их письменное согласие;
  • техническое заключение о том, что переустройство и (или) перепланировка не влияют на безопасность; эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;
  • технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещение, – для собственника, обладателя права хозяйственного ведения, оперативного управления на помещение;
  • письменное согласие собственника на переустройство и (или) перепланировку помещения – если помещение предоставлено по договору аренды, безвозмездного пользования;
  • письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации – для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения.

Согласно также новому пункту 282 Положения при рассмотрении местным исполнительным и распорядительным органом заявления гражданин, юридическое лицо или ИП в согласованное с ними время обязаны предоставить доступ в жилое и (или) нежилое помещения представителям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и местного исполнительного и распорядительного органа. По результатам осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений, в котором приводятся сведения о соответствии существующей планировки техническому заключению, а также о техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования этих помещений. Акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется в произвольной форме, подписывается гражданином, юридическим лицом или ИП и уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем местного исполнительного и распорядительного органа.

Еще один новый пункт Положения – 283 говорит о том, что на основании документов, представленных гражданином, юридическим лицом или ИП, и актов технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений местный исполнительный и распорядительный орган не позднее одного месяца со дня подачи заявления принимает решение о согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки либо об отказе в согласовании (разрешении) с указанием оснований для отказа и сообщает об этом гражданину, юридическому лицу или ИП. Решение местного исполнительного и распорядительного органа о согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, ИП или наименование юридического лица, осуществивших самовольные переустройство и (или) перепланировку, сведения о жилом и (или) нежилом помещениях (адрес, инвентарный номер в соответствии с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (при наличии), иные сведения (при необходимости).

В соответствии с пунктом 284 Положения, который также был введен постановлением № 180, составление технического паспорта на соответствующее недвижимое имущество и государственная регистрация изменения недвижимого имущества в результате самовольного переустройства и (или) перепланировки осуществляются организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Как и прежде, пунктом 29 Положения установлено, чтов случае отказа местного исполнительного и распорядительного органа в согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки жилое и (или) нежилое помещения в срок, установленный местным исполнительным и распорядительным органом, приводятся в прежнее состояние лицом, осуществившим самовольные переустройство и (или) перепланировку, или за его счет по решению местного исполнительного и распорядительного органа. Восстановительные работы по приведению жилого и (или) нежилого помещений в прежнее, до проведения самовольных переустройства и (или) перепланировки, состояние производятся в соответствии с порядком производства и приемки работ по переустройству и (или) перепланировке, установленным Положением.

Также в Положении сохранился пункт 30, согласно которому гражданин, юридическое лицо или ИП, осуществившие самовольные переустройство и (или) перепланировку, несут ответственность в соответствии с законодательными актами. Здесь имеется в виду, конечно же, ст. 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Нарушение правил пользования жилыми помещениями». Согласно данной норме нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – от 30 до 50 базовых величин. Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 70 базовых величин.

В заключение отметим, что постановлением № 180 постановление № 384 дополнено пунктом 4, которым Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь предоставлено право разъяснять вопросы, связанные с его применением.

Обновленные порядок и условия переустройства и перепланировки вступили в силу 22 марта 2015 года, после официального опубликования постановления № 180.

Автор: Александр ГОРБАЧ (УНП 691615039), юрист 19 Апрель 2015.

Новости

Заказать звонок

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Оставить заявку

Нажмите на изображение, чтобы его изменить